Gruziloff

Пришел, увидел, разгрузил

«Всюду курьеры, курьеры…10 000 одних курьеров у нас, господа!»

В Киевской Руси «глобальная» почта сложиться не успела. Хотя по общему уровню развития мы не отставали от Европы. Мешало то же, что и там – феодальная раздробленность.

Теоретически, после завоевания северо-восточной Руси монгольскими правителями и вхождения ее в состав Золотой Орды – она должна была бы получить полноценную, мощную почтовую службу. Дело в том, что монголы, разгромив и захватив Китай, унаследовали и осваивали не только его богатейшие культурные достижения, но и всю административную инфраструктуру. И по мере возможности переносили ее на «вновь приобретенные» территории. По сведениям Марко Поло, еще с XXII –го века в стране работала государственная курьерская служба из гонцов – профессионалов, которая опиралась на 10 000 (!) почтовых станций. Кроме того, частные письма доставлялись торговой корпорацией «Минь Синь Чжу» и сетью гильдий писцов («хунов»). Именно поэтому любое послание из одного конца необъятной монгольской империи в другой «проходило» с молниеносной (по тем временам) скоростью. Гарантировано, и без потерь. А империя эта была в несколько раз больше Китая.

Но, опять же, – не случилось. По разным объективным и субъективным причинам. История настоящей, всероссийской почты начинается, по сути, с обретения Московским государством независимости. И начиналась она тяжело и трудно.

Почта в России сразу начала свою работу состоящей из трех разнородных и неравноправных частей. Каждая из которых, к тому же, подчинялась своему, отдельному руководству.

Доставку обеспечивала система ямских (почтовых) станций, оборудованных всем необходимым для приема и отправки приписанных к ним ямщицких повозок. Количество лошадей в каждом «экипаже» варьировалось от одной до трех.

Чиновникам и посыльным из различных ведомств, перевозивших разные обычные документы и корреспонденцию, выдавали «подорожную грамоту», подтверждавшую их право на бесплатное обслуживание. Но часто она мало помогала. Лошадей не хватало, приходилось подолгу ждать. И угрожать смотрителю станции было бесполезно – у него свое начальство имелось. Которого он боялся гораздо больше.

Была категория чиновников и курьеров «по особым поручениям». Они всегда и везде получали «все и сразу», притом – лучшее.

Все это порождало неразбериху, мздоимство, значительную непредсказуемость доставки вашего послания. И сильно снижало эффективность ямщицкой службы доставки.

Именно поэтому 17 декабря 1796 года императором Павлом I был учрежден Фельдъегерский корпус. Который и стал образцом настоящей курьерской службы. В том числе – современной. А фельдъегерь очень быстро превратился в узнаваемый «персонаж» не только в государственной, но и в общественной жизни России.

 

Опросы

Мне требуется персонал
 

Главное меню

Авторизация

You are here  : Главная